Новости епархии 389

Протоиерей Сергий Фисун: «Священник должен быть близким вам по духу»

11.07.2019

В Алтайском крае православные отмечают 25 лет со дня образования Барнаульской епархии. Протоиерей Сергий Фисун был рукоположен в сан священнослужителя в 1992 году. Он рассказал о становлении православия на Алтае, значении духовного образования и какую роль в жизни каждого играет вера.

– Мы сегодня говорим о возрождении православия на Алтае с конца 80-х годов. До этого времени алтайское духовенство пережило очень сложные времена. В 1920 – 1930 годы было репрессировано более 400 священников и монахов. Это и время после революции, и безбожные пятилетки, и хрущевская оттепель, которая для священнослужителей оказалась не менее тяжелой, чем все предыдущие события.

– Да, а в 1991 году в Барнаул приехал патриарх Алексий II. Какое значение для становления православия на Алтае имел этот визит?

– Он во многом определил географию храмов у нас в Барнауле. Патриарх освятил большой участок, на котором впоследствии был построен Александро-Невский собор, в котором долгие годы был настоятелем Александр Войтович. Именно патриарху были переданы ключи от Никольской церкви. С этого времени начинается восстановление православия на Алтае, а в 1994 году было принято решение об образовании Барнаульской епархии. Самая сложная проблема на тот момент – не было священников. Рукополагали мирян без духовного образования. Но сразу была основана Томская духовная семинария, и я, например, как и остальные священники, сразу после рукоположения стал в ней учиться. Тот период характерен тем, что, с одной стороны, люди массово шли в храмы. С другой стороны, многие ждали, что будет поддержка в плане строительства от епархии или от государства. Но какая может быть поддержка, если церковь от государства отделена, а епархиальное управление находилось в полуразрушенной Знаменской церкви? Церкви передавали заброшенные Дома культуры, которые некому было содержать,  старые храмы, требующие восстановления. Для того чтобы привести все это в порядок, требовались колоссальные средства. А на дворе 90-е. Вера покойного владыки Антония, что нам удастся количество перевести в качество, равносильна настоящему подвигу. С его подачи и при поддержке опытных священников в Барнауле открывается в 1998 году духовное училище, чтобы наши священнослужители могли проходить обучение в родном городе.

– Со стороны некоторых людей есть много претензий к духовенству, что особенно ярко проявилось как раз в 90-е годы. Сейчас к православию и церкви относятся более спокойно.

– Конечно, не всегда хватало образования у священников или пастырской дисциплины. Но и люди возвращались к вере тяжело. Кто оставался из тех, кто мог передать опыт живой веры? Я помню таких единицы. Ведь к 1990 годам даже бабушки, которые обычно становятся основой для передачи традиций, были воспитаны при атеизме. Тогда казалось, что опыт веры народа будет довольно быстро восполнен, а на самом деле это восстанавливается годами и десятилетиями.

Хотя и сегодня есть люди, которые говорят: «Вот как вы быстро храм строите, нет чтобы школу построить!» Ну так давайте объединимся и построим школу по тому же принципу, ведь храм строится исключительно на пожертвования. Кстати, как только начинает строиться храм – появляются люди, формируется приход. Ни один храм не стоит невостребованным. Хотя сегодня для некоторых районов Барнаула есть обратная проблема.

– Какая именно?

– В соответствии с современным законодательством нельзя строить храмы в жилых районах – только в парках и скверах. Потому и возникла такая ситуация в Екатеринбурге. Теперь посмотрим на новые жилые районы. В районе улиц Балтийской, Ускова, Семенова есть только один храм Св. Иоанна Богослова. Людям приходится ездить далеко, чтобы прийти в церковь. Кстати, строительство нашего храма в Спутнике стало возможно только потому, что он был заложен в 2006 году, еще до принятия этого закона.

Конечно, мы стараемся распространять традиции, работать с молодежью. Большую роль играет Барнаульская духовная семинария, у нас есть отделы по образованию, миссионерский отдел. 

– Удается найти общий язык?

– Обычно в церковь приходят люди в минуты отчаяния или скорби: «Господи, помоги!» Но сейчас много людей, которые предлагают помощь. Кто-то помогает собственным трудом, кто-то молитвой. И это тоже важный аспект взаимодействия. Для нас остается проблемой, что ребята подросткового возраста находятся за нашими границами. Дети стараются найти себя, самоутвердиться. Но абсолютно точно то, что если вера заложена родителями с самого детства, она проявится позднее. Хорошо, когда человек, в принципе, знает, куда ему можно возвратиться, хотя осознание собственного пути приходит в более зрелом возрасте.

– В школах с 2012 года идет курс ОРКиСЭ, частью которого являются «Основы православной культуры». Отношение родителей до сих пор неоднозначно. Как и кто, на ваш взгляд, должен рассказывать нашим детям о культуре, в том числе православной?

– Светская школа не значит атеистическая. По законодательству у нас запрещено навязывание любой идеологии, в том числе атеизма. Неслучайно предмет называется «Основы культуры». Никто не заставляет молиться, носить крест. Если говорить современным языком, мы стараемся передать нашим детям культурный код. Потому что наше государство созидалось на основе православия. Давайте вспомним, где лежат основы нашей письменности и культуры? Монастыри, книги, иконопись. То есть эти знания необходимы для собственной самоидентификации. Кстати, в Германии преподается не просто культура, а «Закон Божий». Для протестантов – евангелический, для католиков – католический. А в университетах – многочисленные факультеты теологии, которые обязаны окончить преподаватели «Закона Божия» и этики. Там очень сильны традиции,  и это правильно. Ведь в противном случае у людей возникает комплекс неполноценности. Откуда возникают экстремисты? Это люди с комплексом неполноценности, не знающие своей подлинной истории и культуры, и потому они нетерпимы к другим.

– Сегодня модным становится возврат к атеизму. Почему?

– Здесь играет роль массовая культура. Надо понимать, что это та же религия со своими атрибутами и святынями. Что предлагается? Иллюзия самореализации в эгоизме. Еще Достоевский говорил, что потребности людям показали, а как удовлетворить их – нет. И далеко не все могут по объективным причинам реализовываться в науке, культуре, даже в технике или предпринимательстве. А простые пути всегда открыты. Можно, например, сделать татуировку и в большом количестве потреблять дешевые алкогольные напитки. Это, к сожалению, вполне реальная альтернатива духовной жизни и работе над собой.

– Насколько путь к духовной жизни человека зависит от личности священника?

– Не в последнюю очередь. Но священнослужителей, к которым вообще никто не тянется, наверное, нет. Казалось бы, косноязычен или даже малообразован, а вокруг него есть люди, для которых он важен. В Барнауле, пожалуй, у любого жителя есть возможность найти близкого себе по духу, по совпадению жизненного опыта. Когда мы говорим о разных религиях и верах, мы признаем, что многообразие нас только украшает. Так и в этом случае.  Когда кто-то начинает говорить о священниках на «мерседесах»,  я просто говорю: «Придите и найдите других. Мы тоже все разные».

Текст Анна Бодагова

Фото Олег Богданов